kantrium.com | MySuomi.com | vivaspb.com | finntalk.com

Квест, как инструмент профилактики конфликтов

27.01.2021Жизнь каждого человека пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении одна из самых важных потребностей человека.

Общение – это главное условие и основной способ жизни человека.

Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире.

Опыт отношений детей с взрослыми и сверстниками является базой, на которой строится дальнейшее развитие личности ребёнка.

Именно поэтому необходимо вовремя определить проблемы в межличностных отношениях и оказать ребёнку помощь в преодолении их.

Проблема неумения детей договариваться друг с другом актуальна на сегодняшний день. Это неумение приводит к ссорам, конфликтам, нежеланию услышать друг друга.

Важной педагогической задачей является научить ребенка общаться как со сверстниками, так с взрослыми, развить его коммуникативные способности. Развитие коммуникативных способностей способствует профилактике конфликтов.

Решение этой задачи можно осуществить с помощью активных методов обучения - это игровые технологии (квест-технология), в процессе игровой деятельности, на занятиях, в повседневном распорядке жизни.

В основе квест-технологии лежит деятельность по формированию не только информационных, но и коммуникативных компетентностей обучающихся.

Образовательный квест предполагает самостоятельный поиск участниками решения возникающих проблем, нацеливает их на поиск новых решений. Участникам квеста важно обладать умением работать в коллективе, команде, видеть конечный результат работы команды.

Педагоги Центра детского технического творчества Сысертского городского округа активно применяют данную технологию на своих занятиях, различных муниципальных мероприятиях.

Предлагаемый квест «Дружная команда» по развитию коммуникативных навыков обучающихся содействует социализации, расширяет коммуникативную среду обучающихся, через развитие коммуникативных навыков и формирование умений конструктивного взаимодействия. Этот квест можно применить в своей деятельности педагогам различных образовательных учреждений и для любого возраста детей.

Сценарий квеста «Дружная команда»

Цель игры: быстрее всех, избегая конфликтных ситуаций, пройти все этапы и получить приз дружбы.

Ход игры.
Ведущий игры знакомит участников с правилами игры, далее все участники делятся на команды. Количество детей в команде может быть любым, оптимально – 4 человека. Команды выбирают капитана, придумывают название.
Каждая команда получает карту маршрута, после этого начинает движение согласно командного маршрута.
Маршрутный лист содержит следующие станции:
Станция «Многоножка»
Ведущий станции предлагает выполнить задание, направленное на формирование коммуникативных навыков, командообразование, развитие мышления:
1. Выстроиться в колонну друг за другом;
2. Правой рукой взяться за человека, стоящего впереди;
3. «Многоножка» начинает движение по команде ведущего, выполняя его указания;
4. Главная задача участников не разорвать единую «цепь», сохраняя «многоножку» в целостности.

Станция «Слова вежливости»
Игра нацелена на развитие уважения в общении и пополнение словарного запаса вежливых слов.
Игра проводится в кругу с помощью небольшого предмета. Дети бросают предмет друг другу, называя вежливые слова. Начинать рекомендуется со слов приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами), далее - благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны), извинения (извините, простите, жаль, сожалею) и прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Станция «Скульптура друзей»
Игра учит договариваться, сотрудничать и доверять другим.
Ведущий станции предлагает задание: три участника команды должны уместиться на листе формата А4. Нельзя вставать на пол, опираться на стул, стол или стену. Держаться можно только друг за друга.
У каждой пары есть 3 минуты на обдумывание решения задачи. Участникам можно в течении этого времени подумать, как лучше решить эту задачу. Во время обдумывания вставать на лист нельзя.
После этого участники встают на лист в такой позе, в которой они смогут простоять не менее 1 минуты. Ведущий контролирует процесс выполнения задания.
Дополнительно оценивается скульптура интересная, красивая, вдохновенная.

Станция «Дорожка»
Ведущий станции предлагает задание на формирование коммуникативных навыков, командообразование.
«Дорожка» располагается на полу. Дети встают напротив друг друга, получают задание перейти по дорожке на противоположенную сторону, навстречу друг другу, при этом нельзя сойти с дорожки и/или оступиться.

Станция «Угадай слово»
Ведущий станции предлагает задание на формирование коммуникативных навыков, командообразование, развитие мышления.
Оборудование и материалы: листки бумаги с текстом слов.
Один из участников вытягивает листок с текстом слова и, не используя речь, доводит информацию до участников. Дети должны отгадать слово.
Такая игра позволяет ребятам побывать в активной роли, кроме того, они сами оценивают свою наблюдательность, внимание, они учатся слушать и слышать друг друга, понимать язык невербального общения.

Станция «Подними монету»
Эта игра учит договариваться. Для ее проведения, понадобится лист форма А4 или что-то подобное, для того чтобы двое участников смогли одновременно стоять на нем. Также нужны два маленьких предмета размером с монету.
Задание заключается в следующем: двое участников должны встать на лист и положить на свободные его края два маленьких предмета. Дальше каждый из них должен поднять один предмет, при этом запрещается касаться пола или за что-нибудь держаться. Дети могут поддерживать друг друга, а также разрешается совещаться во время выполнения задания.
У каждой пары есть 3 минуты на обдумывание решения задачи. Во время обдумывания вставать на лист нельзя.
На каждом этапе оценивается время выполнения задания, правильность его выполнения, умение договариваться, возникновение не разрешенной конфликтной ситуации приносит команде штрафные баллы.
По окончании игры победителей можно наградить Дипломами и призами, участников - сертификатами и утешительными призами.

Ивина Н.В., методист