Педагогика сотрудничества в наши дни
Педагогика сотрудничества – это направление в российской педагогике, представляющее собой систему методов и приемов воспитания и обучения и основанное на принципах диалога, гуманизма и творческого подхода к развитию личности.
Процессы педагогики сотрудничества – ключевой элемент формирования концепции преобразования учебной программы во многих образовательных учреждениях. Именно они приобретают все большую значимость и популярность, поскольку современный мир становится все более гибким, подвижным и изменчивым, диктуя при этом новые условия. Учебные заведения, оценившие все плюсы от применения данной концепции и внедрившие ее в свою стратегию, смогли сделать значительный шаг вперед в развитии [Western Sydney University, 2018].
Совместная работа педагога и учащихся позволяет разработать адаптивные ответы не только на текущие региональные вопросы, но и взглянуть под другим углом на глобальные проблемы и даже принять участие в поиске ключевых решений, способных повлиять на весь мир.
Педагогика сотрудничества предполагает подлинные целенаправленные отношения между партнерами для совместного проектирования, разработки или исследования учебных программ.
В педагогике сотрудничества можно выделить основные практики, которые помогают каждому участнику группы обучаться гораздо более эффективно:
- слушать и слышать идеи других;
- формулировать собственные идеи;
- открыто задавать вопросы;
- концентрироваться на сути проблемы;
- открыто, но уважительно высказывать несогласие;
- поддерживать каждого члена команды.
Применяя идеи педагогики сотрудничества, учащиеся начинают испытывать радость не только от взаимодействия с партнерами по группе, но и от самого процесса обучения. Они берут на себя ответственность за получение новых знаний.
Данный подход к обучению выходит за рамки учебных или программных особенностей, поскольку он основан не на конкретных действиях, содержании или форматах обучения. Скорее, он базируется на обучении определенным установкам и практике построения отношений между сверстниками и предметом, который они изучают [Brandeis University, 2017].
В современном мире, где многие стремятся к конструктивным отношениям, связям и беседам, эти навыки взаимоотношений необходимы как никогда прежде, как в классе, так и за его пределами, чтобы помогать строить и поддерживать взаимодействие между членами группы [Western Sydney University, 2018].
Учащиеся являются фундаментальной частью этой трансформации, работая в партнерстве с педагогами. В отличие от традиционных, часто иерархических дискуссий об обучении, партнерство требует, чтобы преподаватели и учащиеся работали вместе, чтобы согласовать цели и разделить ответственность за риски и успехи своих усилий [Advance HE, 2021].
В их основе лежат ценности уважения, взаимности и ответственности, в которых признается, что партнеры приносят разный опыт и знания. Работа по такому принципу – не «быстрое решение» для вовлечения учащихся, а долгосрочный процесс на перспективу.
https://4brain.ru/blog/pedagogika-sotrudnichestva-obuchenie-cherez-dialog-i-obedinenie/